Вита центр

Получат ли территории дополнительную финансовую поддержку государства – мнения экспертов

Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com 18.05.2016 09:24

13 мая в Киеве состоялся круглый стол на тему «Усовершенствование механизма получения средств местными бюджетами за счет государственного фонда регионального развития».

Заседание прошло при участии большого количества экспертов, представителей Министерства регионального развития, Института развития территорий и областных советов. От Запорожской области был делегирован депутат областного совета Александр Репкин, который возглавляет постоянную комиссию по вопросам строительства, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса.

Круглый стол стал отправной точкой в процессе усовершенствования процесса распределения денежных средств между территориями. Позиция центральной власти такова: финансирование будет, если будет желание громад развивать свои территории.

«Ставить вопрос перед Правительством и Парламентом об увеличении объема государственной финансовой поддержки развития регионов можно в том случае, если на местах будут демонстрировать способность эффективно эту помощь использовать. На местах виднее, какие проекты должны быть в приоритете, так что не ждите, что кто-то за вас будет решать, как развивать ваши территории», — обратился к присутствующим Первый заместитель Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Вячеслав Негода.

3
Для украинского общества тема децентрализации и распределения бюджетных средств на местах пока еще нова и во многом не понятна. Десятилетия, на протяжении которых области, как просители, ждали перечисления средств от центрального донора, не прошли даром. Сегодня громадам необходимо в корне переосмыслить подход к финансированию проектов и начать работу по принципу: выделить главное – построить план развития – получить средства.

Государство готово выделять средства на развитие территорий, но схема распределения пока еще не доработана и имеет как минимум 2 главных минуса. Первый – это несовершенство работы в «распределяющих» органах власти. Все еще живы коррупционные схемы и желание искусственно снизить финансирование территорий. Второй – неготовность самих территорий выделять приоритетные направления финансирования и осваивать средства.

1

Александр Репкин высказал свою точку зрения на конкретном примере двух территорий его ответственности – Токмакского и Михайловского районов Запорожской области. Ведя активную работу с громадой, депутат постоянно делает акцент на том, что децентрализация должна происходить обдуманно, взвешенно, чтобы простые граждане увидели только преимущества от объединения. И также рассказывает, что проекты развития должны отбираться с учетом социального приоритета и непосредственной пользы громаде. И последний, но наиболее важный аспект – правильность составления проектов. Только в этом случае возможно наладить работу механизма получения средств от центрального аппарата к территории. Александр Репкин предоставляет любую необходимую помощь громадам Токмакского и Михайловского районов – как консультационную, так и правовую, сопровождает проекты, подготовленные для финансирования за счет фонда регионального развития.

— В ходе работы каждая из громад должна задать себе вопрос: для чего мы пишем план развития территории? Чтобы согласно плану выделять приоритетные проекты, на перспективу развития региона на годы вперед, говорит Александр Александрович.

Срок реализации инвестиционных проектов сегодня составляет от 1 до 3 лет. Согласно ст. 57 Бюджетного кодекса Украины, средства государственного фонда регионального развития не могут быть перенесены на следующий год в случае неиспользования их в полном объеме до конца бюджетного периода. По окончанию бюджетного периода казначейские счета, на которых хранятся средства фонда, закрываются и деньги возвращаются в государственный бюджет.
— Такой подход ограничивает возможности громад, и требует немедленного изменения, — уверен Александр Репкин. – Необходимо, чтобы денежные средства оставались доступными для нужд территорий, сохранялисьв на счетах распорядителей на местах. Только тогда можно говорить о каких-либо гарантиях, о том, что средства будут использованы по назначению, без коррупционных схем.

Столь острый вопрос сегодня находится в стадии доработки. В 2015 году Министерство регионального развития разработало проект изменений в закон, согласно которому и по окончанию бюджетного периода остатки средств на счетах фонда будут доступны для целевого использования на территориях.

6 мая губернатор области Константин Брыль выступил с инициативой внесения дополнительных изменений в законодательство, а именно – оставлять средства фонда регионального развития непосредственно на счетах распорядителей средств, а не перечислять в Киев, как планирует Министерство регионального развития. Александр Репкин полностью поддерживает это решение. Депутат выступает за то, чтобы оставшиеся по истечению бюджетного периода средства оставались на территории, что будет способствовать проведению децентрализации.

— Внесение изменений позволит сделать механизм финансирования территориальных проектов прозрачным и прогнозируемым. Гарантированное выделение средств по их целевому назначению позволит существенно улучшить ситуацию с долгостроями сегодня и не создавать их в будущем. Для подрядчиков будут созданы гарантии оплаты строительных работ в соответствии с документацией. Уверенность в будущем наших городов и сел – залог успешного развития государства, — считает Александр Репкин.

Новости по теме